Город Данков – история без начала

2
607
Данков история
План Данкова и окрестностей, 1673 г.

От редакции: История города Данков на Дону, до сей поры окутана тайнами и изобилует историческими неточностями. Несколько раз устанавливалась официальная дата основания Данкова и все они несправедливые.

Последнюю дату образования 1568 год, навязала областная власть, под ее давлением установлен год образования г. Данков (До этого была дата 1521 и 1523). Хочется надеяться, что историческая правда восторжествует. Благодаря чиновникам данковчане дважды праздновали 450-летие города и это из области невежества.

По крайней мере, есть документ, где упоминается 1283 год. В этом письме содержится прошение митрополитов коломенского и рязанского к царю Ивану Грозному, чтобы тот, по справедливости рассудил принадлежность донковских земель к коломенской, или рязанской епархии. Рязанский митрополит смог предоставить документы датируемые 1283 годом, а вот у коломенского доказательств не оказалось. То есть, в 1283 году и ранее Данков (Донков) уже существовал и ему принадлежали земельные наделы. Это подтверждает председатель Данковского общества краеведения Иван Федорович Малюков. В фильме “Донковские казаки – Восставшие из пепла”, который можно посмотреть на этой странице ниже, есть интервью Иваном Федоровичем.

Стоит сказать и о названии города. Буква «а» появилась в названии в 18-м веке, во времена правления Екатерины Второй. Видимо царица, немка по национальности, написала в одном из документов Данков, а не Донков. Понятное дело, чиновники не посмели перечить императрице.

Само слово Донков появилось благодаря слиянию двух языков, тюркского и старорусского. По-тюркски «Дон» – река, а «ков» по-старорусски – изгиб. То есть, Донков, не что иное, как место на изгибе реки. Действительно, Дон имеет изгиб в виде подковы, и на сегодняшнем месте расположения города и на Стрешневском городище.

Напомним, что существование тюркских племен относится к III- IV век до н. э. Эти времена отмечены большими событиями, например, начало строительства Китайской стены и когда наши предки Скифы захватили азиатскую Согдиану.

Основываясь на археологических находках на территории Данковского района, можно смело утверждать, что город Данков – самый древний в регионе.

Единственный вопрос, который возникает, это место основания. Пока непонятно, где стояла крепость Донков изначально, на сегодняшнем, или на Стрешневском городище, 40 км выше по Дону. Так как крепость горела не один раз и город «переезжал». Но и эту ситуацию нельзя брать во внимание. Ведь если у человека сгорел дом и он его построил на другом месте, это не значит, что кто-то, по своим соображениям, должен поменять ему фамилию и год рождения.

Подтверждают древность Данкова раскопки археолога А. Левенок долговской неолитической стоянки у с. Долгое, скифских и сарматских захоронений, близ г. Данкова. Это тоже племена III- IV век до н. э. Значит, эта местность была обжита и давало все, что нужно для жизни человеку с самых давних времен.

Город Данков история

Свидетельство важности Данкова, который стоял на дороге к древней Византии – средневековые карты. Приводим в пример карту конца XVI века, где есть Донков, но нет хваленого и, якобы, “древнего” Ельца. Кстати, по летописным документам Елец строили донковские казацы, то есть казаки. Полно доказательств, что казачество зародилось на данковских землях и ни где иначе, смотрите фильм ниже.

Карту можно посмотреть в высоком разрешении, по этой ссылке.

Данков, это история небольшого городка, судьба которого схожа с другими уездными, а позже районными центрами.

Официальная история Данкова

По официальному утверждению город Данков был основан в 1568 г. и первоначально находился на левом берегу р. Дон в 30 км от современного города. Построенный с целью прикрытия южных границ от набегов крымских татар, он сыграл важную роль в организации российской сторожевой службы.

Сожжённый в 1618 г. гетманом Петром Сагайдачным, Данков был возрождён на следующий год, но уже на новом месте. Город занял своё современное местоположение на правом берегу Дона при впадении в него р. Вязовня. Данковская крепость с четырьмя проезжими и двумя глухими башнями находилась на возвышенности, в начале современной ул. К. Маркса. В крепости находились деревянный соборный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, двор воеводы, съезжая изба, колодезь, погреб для хранения оружия. Вокруг крепости располагались Сторожевая, Стрелецкая, Казачья и Пушкарская слободы. На правом берегу р. Вязовни, при самом впадении её в Дон, стоял Покровский мужской монастырь. Со временем город потерял своё военное значение, его укрепления обветшали и стали разбираются. Одна из крепостных башен просуществовала до начала XIX в.

Фильм “Данковские казаки”

Смотрите фильм, где раскрываются некоторые тайны возникновения казачества на Руси и история Данкова.

В 1778 г. Данков стал уездным городом Рязанского наместничества, но в 1796 г. был объявлен заштатным (городом без уезда) и включён в состав Раненбургского уезда. С 1804 г. Данков — уездный город Рязанской губернии.

Данков история развития

По Высочайше утверждённому 31 августа 1780 г. плану город Данков развивался в западном направлении. Административная часть, представленная деревянными строениями присутственных мест, тюремной избой и цейхгаузом, ранее находившаяся между двумя каменными храмами: Рождество-БогордицкиМ собором и церковью во имя св. Димитрия Солунского, по плану переносится за Димитриевский храм. Напротив присутственных мест предполагалось построить магистрат и гостиный двор. Город, поделённый на кварталы, увеличивал площадь за счёт частичного присоединения слобод. Современная центральная часть Данкова, заключённая между Доном, Вязовней и ул. Заставной, соответствует плану 1780 г.

Дорегулярный план города Данкова, 1780-е гг.

Процесс перестройки города был длительным. Каменный двухэтажный корпус присутственных мест (ул. К. Маркса, 7) и тюремный замок были построены лишь в 1835 г. Запроектированное в плане место для хлебных и винных магазинов было застроено двухэтажным корпусом в 1842 г. (в настоящее время он является частью данковской больницы).

В 1864 г. в городе находилось 4 казённых и 326 обывательских домов (из них 17 каменные), 5 улиц и три площади: Дровяная, Гостиного двора и Хлебная. В 1861—1878 гг. на Хлебной Площади велось строительство нового двухэтажного каменного собора во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Занимая обширную территорию в центре города, собор является доминирующим высотным объёмом в окружающем пространстве и великолепно обозревается с далеких расстояний из вне города. Во второй половине XIX — начале XX вв. в Данкове строятся и перестраиваются другие каменные храмы — во имя св. Димитрия Солунского, Рождества Пресвятой Богородицы, св. Георгия Победоносца, св. Иоанна Богослова и Рождества Христова, которые также стали основными высотными и архитектурными доминантами города.

Город Данков история
Город Данков середины XIX в. Базарная площадь (ныне площадь имени В. И. Ленина)

В экономическом плане Данков был небогатым. Из описания города середины XIX в., составленном городским головой купцом В.И. Ермаковым, следует, что «все 71 купеческих семейства едва ли имеют наличного капитала и товара, за исключением домов, более 400 тыс. рублей, а потому оптовая торговля купечества не может быть поставлена на ряду с окружающими Данков городами». К торгово-промышленным предприятиям города относились 3 скотобойни, в которых забивалось до 15 тыс. овец в год, 9 крупорушек и маслобоек, два свечных заводика, производивших до 800 пудов сальных свечей. Оптовая торговля в Данкове велась только хлебом. Все остальные виды торговли определились как «незначительные»1.

Со строительством в Данкове железной дороги и элеватора в 1890-х гг. значение хлебной торговли увеличилось. В конце XIX – начале XX вв. в городе появляются каменные двухэтажные дома зажиточных купцов П.Д. Голева, А.М. Шумилова, А.П. Лебедева, В.Г. Попова. Они до сих пор являются архитектурным украшением города.

Историко-культурное значение имеют также здания, ранее принадлежавшие учебным заведениям: казённая мужская гимназия (ныне дом детского творчества и планетарий), частная женская гимназия и высшее городское начальное училище (в советское время — медицинское училище), духовное училище, находившееся до 1870 г. в Покровском монастыре, а затем в специально построенном здании (ныне средняя школа № 1).

История Данкова в стихах

В Город Данков история пришла не сразу, только в 18-м веке, городской голова Ермаков начал писать историю Данкова. Дальнейшую летопись продолжили открывать для потомков данковские краеведы, после Великой Отечественной Войны. Сегодняшний состав данковского общества краеведения многое сделал, чтобы в город Данков история вошла правдивыми и осмысленными повествованиями.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Статьи по теме история края

> История Липецкого края: Глава 1

> Город Данков – история без начала

> История комсомола Данковского района

> Данковский район в годы войны 1941 – 1945 гг.

Редакция сайта “Портал Данков”

#данковистория #данков #историяданкова #донков

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Я проживал в Данкове вместе с родителями с 1930 г. Родился в 1928 г. в Мичуринске. Окончил школу № 2 в 1946 г., и выехал в Москву, постуил в Московский Торфяной Институт. По его окончании стал инженером гидростроителем. Свои воспоминания о времени жизни в Данкове отразил в изданных книгах в электронном и бумажном виде: “Прошлое для будущего” и “Лучше поздно, чем никогда”. Книги переданы в Данковский краеведческий и школьный музеи, Распространяются через интернет-магазины. Но в них отражены эпизоды или этапы моей жизни.

    Приведенные выше описания истории и развития Данкова прочитал с большим интересом. Выражаю благодарность его создателям. Нужно продолжать описание развития Данкова в Советское и современное время. Это очень важно для воспитания молодого поколения.

    • Спасибо Николай за ваше мнение и старания в продвижении истории Данкова. По мнению редакции, воспитывать молодежь нужно, но важнее перевоспитывать больших дядей и тетей, которые управляют страной и регионами. Благодаря их “стараниям” вновь переписывается история по проекту – “Раньше было все плохо, а сейчас – все отлично”, навязываются царские ценности, появляются недоделанные “господа”, которые забыли откуда они родом и за счет чего и кого они получили воспитание, образование, достаток и положение в обществе.

Comments are closed.