Покровский мужской монастырь в Данкове

 Обсудить

Данковский Покровский мужской монастырь был разрушен до основания в годы советской власти, но благодаря Богу и неравнодушным людям святыня вновь возрождается.

Археологические исследования на месте Покровского мужского монастыря в городе Данкове позволили локализовать основные строения обители.

Раскопки были проведены Государственной дирекцией по охране культурного наследия Липецкой области совместно с ЛГНОО «Археолог» и историческим факультетом Липецкого государственного педагогического университета.

Покровский мужской монастырь от истоков

Покровский мужской монастырь

Фото из архива Данковского краеведческого музея

О начале монастыря сего других достоверных сведений не имеется кроме устных преданий, по которым существовал он еще до населения г. Данкова и назывался Покровскою пустынью». По преданию обитель была основана во второй половине XVI в. опальным боярином Романом Никитичем Телепневым-Оболенским, скрывавшимся в самой дальней своей вотчине — с. Телепнево — от гнева царя Иоанна Грозного.

Решив удалиться от мира, боярин поселился в устье реки Вязовни, срубив себе келью и часовню и обнеся их оградой. Вскоре слава о поселившемся здесь подвижнике распространилась по окрестным селениям, и жители близлежащих мест стали приходить к Роману Телепневу, прося его молитв и благословения. Документально же подтверждается лишь тот факт, что во главе Покровского мужского монастыря города Данкова в 1627-1628 гг., когда обитель в первый раз упоминается в писцовых книгах, действительно стоял строитель Роман Телепнев.

Впоследствии он упоминался в документах, как «старец», а предания сохранили о нём память как о подвижнике, по молитвам которого шёл дождь, совершались различные чудеса и знамения. И после смерти старца Романа память о нём сохранялась и в монастыре и среди данковчан.

По указу 1724 г. Данковский Покровский монастырь должен был быть упразднён, а братия его переведена в Рязанский Спасский монастырь. K этому времени в обители, управлявшейся игуменом, было две церкви, деревянные ограда и кельи.

Монахов было 10 человек. За монастырем числилось 9 крестьянских и бобыльских дворов, мужского пола 21 человек, пашни 8 десятин, сенных покосов — 100 копен, хлеба 29 четвертей и 1 четверик. Неизвестно когда точно Покровский монастырь был восстановлен, но в 1740-х гг. он уже вновь упоминается в документах.

До середины XVIII в. все монастырские постройки были деревянные. В 1746-1748 гг. на средства данковского помещика майора Авраама Ивановича Спешнева была построена каменная соборная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с двумя приделами. Данковский Покровский монастырь принадлежал к числу небогатых русских монашеских обителей. В 1764 г. «необщежительный» монастырь был причислен к разряду заштатных и с тех пор находился «на своем содержании, почему и настоятельство в нём строительское.

Благоустройство монастыря было продолжено при настоятеле Симеоне. На средства княгини Феодосии Федоровны Барятинской и помещиков Муромцевых в 1795 г. сооружена каменная часовня на могиле основателя монастыря старца Романа и установлена доска из белого мрамора, надпись на которой гласила:

«Благословением Божием создалася часовня сия, Рязанского Наместничества в городе Данкове, в Покровском монастыре, в честь и славу блаженной памяти здесь под спудом почивающего схимонаха Романа Никитича Телепнева, попечением дворян Муромцевых, княгини Феодосии Феодоровны Барятинской и прочих доброхотных деятелей, в царствование Великия Екатерины Вторыя и наследника Ея, Благоверном князе Павле Петровиче, при архиерее Симоне, в лето от сотворения мира 7303, от воплощения Бога Слова 1795». В часовне хранились железный крест, вериги и суконные четки подвижника».

Однако в 1808 году при настоятеле Павлине каменная часовня была разобрана. В 1811 г. в Покровском монастыре вчерне построена церковь св. Николая Чудотворца, освящение её состоялось 10 июля 1824 г. ректором Рязанской семинарии Илиодором.

В 1837 г. данковским купцом Григорием Фаддеевичем Лебедевым по обету, данному в память счастливого спасения в 1831 г. по молитвам схимонаху Роману его семьи от холеры, была построена деревянная часовня над могилой основателя монастыря с памятником подвижнику на прежнем месте.

В 1845 г. настоятелем Покровского монастыря стал игумен Амвросий (умер 10.03.1858 г.), при котором в обители велось активное строительство: в 1847-1850 гг. построена новая каменная ограда размером 40х50 саженей с башнями по углам и святыми воротами; в соборе алтарная арка укреплена двумя столбами, а пол выстлан каменными плитами, обновлен иконостас собора и выполнена живопись; в 1856 г. построены трапезная и два новых придела в Покровском соборе — во имя св. Василия Великого и св. Василия Рязанского, сооружена новая соборная колокольня высотой 42 аршина с колоколом весом 88 пудов 10 фунтов отлитым на заводе Елецких купеческих братьев Николая и Алексея Kриворотовых.

Kроме того, были перестроены деревянный трапезный корпус и настоятельские покои с кладкой в них двух изразцовых печей, отремонтированы братские кельи, покрыты железом Никольская церковь, амбар и кельи, а ледник и погреб — тесом; отремонтированы хозяйственные постройки и конный двор.

В середине XIX в. Покровская обитель по праву принадлежала к числу самых благоустроенных монастырей епархии, что отмечали и паломники и церковные власти. Так, в 1859 г. архиепископ Рязанский Смарагд при посещении Покровского монастыря хвалил его благолепные постройки.

В 1881 г. архитектор Николай Михайлович Чистосердов выполнил проект нового соборного храма монастыря. K 1886 г. были возведены стены собора, 4 сентября т.г. на новом храме поставили деревянные главки, стропила и покрыли крышу. Вместе с окраской работы завершились к 9 октября. Вновь построенный пятипрестольный храм с пятью главами храм крестообразной формы освидетельствован архитектором Николаем Михайловичем Чистосердовым в сентябре 1887 г.

13 марта 1918 г. Данковский исполком постановил: избрать комиссию для описи монастырей. В Покровском монастыре предполагалось устроить дом инвалидов или приют. В 1919 г. в монастыре насчитывалось 15 насельников: архимандрит, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 4 послушника.

В октябре 1919 г. в монастырь была поставлена рота солдат-красноармейцев. Через месяц с небольшим она выбыла, оставив братские кельи негодными для проживания. А 10 декабря 1919 г. Данковский исполком постановил упразднить все монастыри уезда. 24 декабря того же года началась работа ликвидационной комиссии. Здания монастыря передали в распоряжение собеса, затем планировали приспособить под детскую колонию. Позднее монастырь пришел в запустение, а все его постройки были разобраны на кирпич.

В 2006 г. на месте монастыря проводились археологические исследования, позволившие определить примерное местоположение монастырских построек и точное местонахождение одной из угловых башен монастырской ограды.

В 2009 г. работы по локализации монастырских зданий были продолжены по заказу группы верующих, занимающихся подготовкой возрождения древней обители, и основной задачей нынешнего полевого сезона стало обнаружение фундаментов часовни, сооружённой над местом погребения основателя обители старца Романа.

В результате проведённых исследований удалось локализовать местоположение часовни, фрагмента монастырской каменной ограды с западной стороны и Никольского храма, располагавшегося в юго-западном углу монастыря.

Возможно вскоре, монастырь войдет в число монастырей России и станет символом духовного возрождения, поклонения своей культуре.

Природные достопримечательности Данковского района:

© Podan.ru

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях, чтобы первыми получать свежие новости Данкова и узнать наиболее важные события Липецкой области.

Поиск по сайту